Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2002

И.В.Тригубчак

Методические разработки к пропедевтическому курсу «Мир глазами химика»

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

ГЛАВА 1. Химия – наука о веществах и их превращениях.

УРОК 1. Вещества вокруг тебя, оглянись!
УРОК 2. Химия – наука экспериментальная и… безопасная!
УРОК 3. Практическая работа «Первое знакомство с экспериментальной химией».
УРОК 4. Свойства веществ, которые мы измеряем.
УРОК 5. Физические и химические процессы вокруг нас: противники или соратники?
УРОК 6. В чьих руках ключ к знаниям?
УРОК 7. Какие опыты ставит наша планета?

ГЛАВА 2. Зачем и как изучают вещества.

УРОК 8. Что такое «чистота»?
УРОКИ 9–11 (практикум). Разделяй и властвуй!
УРОК 12. Часто простое кажется сложным…
УРОК 13. Что в имени тебе моем…
УРОК 14. Фамилия, имя, отчество, год рождения…
УРОК 15. Путешествие от килограмма к углеродной единице.
УРОК 16. Химическая эстафета.

ГЛАВА 3. Почему и как протекают химические реакции.

УРОК 17. Что написано пером, не вырубить топором (как записать химическую реакцию).
УРОК 18. Разложим реакции по полочкам.
УРОК 19. Как черепахе обогнать гепарда.
УРОК 20. Еще один способ помочь черепахе.

ГЛАВА 4. Химия и планета Земля.

УРОК 21.
«…Он всюду и везде:
В камне, в воздухе, в воде,
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне».
УРОК 22. Такое важное окисление…
УРОК 23. Сказка о волшебном горшочке.
УРОК 24. Значение одного маленького процента.
УРОК 25. Живая вода.
УРОК 26. Химический реактив и универсальный растворитель в одном флаконе.
УРОК 27. Как отделить зерна от плевел, а металл от пустой породы.
УРОК 28. «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой – ваша ответственность?»

ГЛАВА 5. Химия и наш дом.

УРОК 29. Экскурсия в ресторан, столовую или домовую кухню, кулинарное училище или техникум.
УРОК 30. Экскурсия в аптеку, поликлинику, больницу или на предприятие фармацевтической отраслипромышленности.
УРОК 31. Экскурсия в косметический кабинет, парикмахерскую, салон красоты.
УРОК 32. Экскурсия в химчистку, прачечную, на завод по изготовлению препаратов бытовой химии.
УРОК 33. Экскурсия в музей, картинную галерею или мастерскую художника.
УРОК 34. Лекция врача-нарколога.

Список литературы.

Предисловие

Пропедевтический курс «Мир глазами химика» ставит своей целью решение следующих основных задач:

– подготовить учащихся к восприятию нового предмета, сократить и облегчить адаптационный период;
– пробудить интерес к изучению химии;
– обучить простейшим экспериментальным навыкам;
– сформировать представление о химии как об интегрирующей науке.

Главная цель курса – развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение. Эта цель не может быть достигнута в полной мере, если использовать на пропедевтическом этапе стандартную методику обучения. Курс «Мир глазами химика» не является систематическим, он базируется на изучении веществ и химических процессов, знакомых учащимся из повседневной жизни; насыщен фактическим материалом; содержит минимальное количество химических формул, уравнений и расчетов по ним.

Все эти особенности позволяют применять при изучении курса методику «самостоятельного получения знаний», суть которой заключается в следующем: в рамках подготовки к уроку учитель ставит перед детьми проблему прикладного характера, что обеспечивает мотивацию поиска решения; в процессе подготовки к уроку ученики самостоятельно изучают соответствующий параграф учебника и дополнительную литературу (по желанию), накапливают факты, анализируют знания, полученные ранее при изучении естествознания, биологии, географии и других предметов. На уроке весь фактический материал дополняется, систематизируется и обобщается; дети под руководством учителя формулируют выводы, обязательно указывая на прикладное значение изучаемого вещества или явления.

Доминируют при изучении данного курса игровые и соревновательные методы, наиболее полно учитывающие психологические особенности детей младшего подросткового возраста. Большое внимание уделяется развитию у детей фантазии, воображения; для этого используют домашние сочинения, рисунки на химические темы, ролевые игры и другие формы работы.

Для развития аналитических способностей и формирования навыков выполнения простейших логических операций в разработках уроков приводятся задания на сравнение, установление причинно-следственных связей и т. д. Поскольку в этом возрасте дети испытывают тягу к самостоятельным практическим действиям, целесообразно предложить им проделать некоторые домашние опыты (см.: Химия, № 6–9/2000, автор Г.А.Шипарева), ведь путь к вершинам мастерства в химии лежит через эксперимент!

При применении данной методики учителю следует обратить внимание на определенные трудности, неизбежно возникающие на начальном этапе.

Во-первых, обилие игровых и соревновательных ситуаций на уроках может вызвать у некоторых детей желание лишь поверхностно познакомиться с этим учебным предметом. Чтобы этого избежать, учителю нужно придерживаться принципа дидактического значения и научности используемых игровых ситуаций.

Во-вторых, в первое время применение методики «самостоятельного получения знаний» может встретить активное сопротивление учеников и их родителей именно из-за высокой доли «самостоятельности». И детям, и родителям, привыкшим за шесть школьных лет к тому, что учитель сначала объясняет на уроке новый материал, а потом задает его на дом, необходимо терпеливо объяснять, что в данном случае этот материал не такой уж и «новый» и что применяемая методика позволяет развивать мышление и творческие способности детей, а не просто работать «в режиме попугая».

Конечно, одних только слов будет недостаточно, но интересные и разнообразные уроки, базирующиеся на материале из повседневной жизни, постепенно убедят всех сомневающихся в необходимости изменения стандартной методики на пропедевтическом этапе.

Предлагаемые методические рекомендации рассчитаны на изучение пропедевтического курса «Мир глазами химика» в течение 34 учебных недель (1 ч в неделю). Приведены примерный план каждого урока, рекомендуемые задания. Сформулированы тема (или девиз) и цели каждого урока, перечислены необходимые реактивы и оборудование.

Глава 1. Химия – наука о веществах и их превращениях

Глава содержит сведения о веществах, знакомых детям из повседневной жизни, об основных характеристиках (свойствах) этих веществ, кроме того, дается материал из истории химии и практические задания для овладения простейшими экспериментальными навыками.

Цели изучения

  • Проанализировать материал, знакомый учащимся из повседневной жизни, и знания, полученные на уроках биологии, физики, географии, конкретизировать представления детей о веществах и их свойствах, а также об основных химических процессах, протекающих в природе.
  • Подчеркнуть роль химии как интегрирующей науки естественного цикла, углубить межпредметные связи с другими предметами этого направления.
  • Обосновать необходимость соблюдения основных правил техники безопасности при работе в кабинете химии; обучить навыкам проведения простейших экспериментальных операций.
  • Развить наблюдательность.
  • Укрепить в детях чувство товарищества, взаимоподдержки, приобщать к совместному творчеству, используя игровые методы обучения.

После изучения материала ребята должны

знать, что:

веществом называется субстанция, характеризующаяся определенным набором свойств;
сведения о свойствах веществ можно получить на основании наблюдений и измерений;
вещества могут участвовать в физических и химических процессах, в ходе которых изменяются их свойства;
существуют основные правила техники безопасности;

понимать:

разницу между физическими и химическими свойствами, физическими и химическими явлениями;
сущность основных химических процессов, протекающих в природе;
важность и необходимость изучения свойств веществ с целью правильного применения этих знаний;

уметь работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты.

  • УРОК 1. Вещества вокруг тебя, оглянись! (см. 1.1*)

Цели. Конкретизировать знания учащихся о веществах и их свойствах, подчеркивая необходимость их изучения; развивать наблюдательность; формировать навыки выполнения логических операций.

Методы. Эвристическая беседа, наблюдение, соревнование, выполнение заданий логического характера.

План   урока

Вспомнить все знания о веществе, полученные из курса естествознания. Ученики уже знают, что вещество – это то, из чего состоят окружающие нас физические тела; легко приводят примеры.

Акцентировать внимание учащихся на многообразии веществ. Для этого можно предложить детям найти упоминания о веществах в тексте параграфа, известных стихотворениях или песнях; устроить небольшое соревнование, например: детей делят на две группы (мальчики – девочки), каждая получает задание – прочитать отрывок из стихотворения (или спеть куплет песни), назвать вещества, которые там упоминаются. Победит та команда, которая предложит вариант с большим количеством упоминаний о веществах и правильно их назовет.

В ходе диалога (учитель – ученик) выяснить, что основной характеристикой вещества являются его свойства. На основании этого дать определение понятию «вещество» – это материал, из которого состоит физическое тело, характеризующийся определенными свойствами.

На основании чего мы получаем представления о свойствах веществ? (Ответ: на основании наблюдений и измерений.)

Для выяснения свойств веществ, которые могут быть получены при помощи наблюдений, можно предложить логическое задание: из предложенных ниже примеров выберите одно слово в скобках, правильно характеризующее свойство данного вещества, и назовите это свойство.

Сахар (сладкий, горький, соленый) – вкус.
Песок (черный, желтый, зеленый) – цвет.
Духи (бензиновый, цветочный, нашатырный) – запах.

Вода (жидкая, газообразная, твердая) – агрегатное состояние.
Стекло (прозрачное, непрозрачное) – прозрачность.
Алмаз (твердый, хрупкий, мягкий) – твердость.

Обобщив знания, полученные в ходе урока, сделать вывод: все окружающие нас физические тела состоят из веществ. Любое вещество имеет свои свойства, которые определяют с помощью наблюдений и измерений. В результате можно получить примерные представления о таких свойствах веществ, как цвет, вкус, запах, прозрачность, агрегатное состояние, твердость; для получения более точных характеристик можно измерять свойства веществ.

Домашнее задание. Подготовиться к следующему уроку, изучив 1.5 подраздел учебного пособия «Мир глазами химика», и составить соответствующий ему опорный конспект.

________________________

*Здесь и далее см. соответствующий подраздел книги: Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 1999, № 26 – 48; 2000, 1–5.