Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2001

Школа: время реформ

Спасти интеллектуальный потенциал России!

Очевидно, что базовое образование в России должно претерпевать изменения в соответствии с меняющимися условиями жизни в стране. Существовавшая ранее система образования длительное время имела значительный перекос, заключавшийся в пренебрежении гуманитарной составляющей образования. Для исправления такого положения за последние 10–15 лет было многое сделано. В настоящее время активно обсуждаются планы радикального реформирования среднего образования, но возникла реальная опасность значительного перекоса уже в другую сторону.

Разработанные сейчас для немедленного внедрения планы реформ вызывают у нас серьезное беспокойство. Предлагается сломать сложившуюся в средней школе систему соразмерности в изучении естественно-научных дисциплин – речь идет о значительном сокращении учебного времени, отводимого в школах (особенно в старших классах) на изучение математики, а также физики, биологии, химии и других естественно-научных дисциплин.

Такие идеи отчетливо прозвучали недавно в опубликованном «Проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений для 12-летней школы» (см.: «Учительская газета», № 38/2000). Создалось впечатление, что он предложен педагогической общественности России его разработчиками как окончательный (!). Согласно этому плану нарушается устанавливавшаяся десятилетиями последовательность изучения естественно-научных школьных предметов и их взаимосвязь. Например, время, отводимое на изучение физики и химии, сокращается более чем вдвое.

Такой перекос очень опасен. Он грозит разрушить сложившуюся более чем за 150 лет систему преподавания предметов в российских средних школах, уничтожить уникально высокий уровень преподавания и изучения основной массой учащихся естественных наук, составляющих неотъемлемую часть всего нашего среднего образования. Привлечение школьников к изучению химии, физики, биологии, математики, развитие у них интереса к этим областям знаний подкреплено в нашей стране высоким (в среднем) уровнем учебников, хорошей подготовкой учителей, стройной системой внеурочной работы. На сегодняшний день получили широкое распространение олимпиады различного уровня, смотры-конкурсы, работа в разнообразных кружках, факультативная и т. д.

В нашей стране изучение в средней школе указанных дисциплин традиционно важно для развития личности учащихся, их способностей, создания научного мировоззрения, обеспечения возможности быстрой адаптации к меняющимся условиям на рынке труда.

Стоит глубоко задуматься над тем, что введение 12-летнего обучения в школе существенно сдвинет возраст вступления молодых людей в активную трудовую деятельность. В современной России содержание 17–19-летнего молодого человека – непосильный груз для большинства семей, особенно в российской глубинке.

Удлинение сроков школьного образования не решает, а усугубляет проблемы «трудных детей», наркомании среди школьников и пр. Проблема перегрузки учащихся также при этом не решается.

Ни для кого не секрет, что сегодня мы не можем на надлежащем уровне обеспечить подрастающее поколение культурно-спортивными и туристическими комплексами, стадионами, плавательными бассейнами. В этих условиях серьезное изучение математики и естественно-научных дисциплин в школе дает возможность молодежи, особенно активной ее части, найти применение своим силам и энергии.

В современных условиях постоянно ускоряющегося развития техники крайне важно обеспечение высокого естественно-научного фундамента образования для грамотного, безопасного обращения каждого гражданина с современной техникой, многочисленными химическими веществами и физическими электромагнитными приборами в быту и на работе. Иначе нам не избежать техногенных катастроф в будущем! Изучение химии, физики, биологии, математики, других естественных наук способствует развитию рационального мышления, логики в поступках, аккуратности, целеустремленности и самодисциплины.

Наша страна на протяжении длительного периода своей истории была сильна высоким уровнем подготовки физиков, математиков, химиков, биологов, геологов и представителей других направлений естественных наук. Любая реформа образования – среднего и высшего – должна, по нашему глубокому убеждению, проводиться так, чтобы сохранить эти прекрасные традиции, а не разрушать то, что накоплено ценой титанических трудов многих поколений отечественных педагогов и ученых.

М ы все преподаем в вузах, тесно связаны со школами, регулярно встречаемся с учителями и деятелями образования в различных регионах России и можем реально судить о положении дел в системе образования. Наши постоянные профессиональные контакты с зарубежными коллегами убеждают, что проблемы российской школы и пути их решения вызывают живой интерес во всем мире.

Нам известно, что в странах Западной Европы, таких, как Германия и Швеция, а также в Соединенных Штатах Америки все активнее обсуждается вопрос о переходе на 10-летнее образование.

Ведь в конечном итоге знания зависят не от длительности учебного процесса, а от качества обучения. При этом основу подхода предполагается заимствовать из российской системы образования. В первую очередь традиционное закладывание в раннем возрасте базовых человеческих знаний на основе математики, естественно-научных дисциплин, языка и литературы.

Преимущества российской системы образования сейчас признаны в большинстве стран мира. Именно этим объясняется большая востребованность за рубежом наших специалистов по естественно-научным направлениям – выпускников российских высших учебных заведений.

В отношении высшей школы вызывают опасения два момента: первый – попытка решения финансовых проблем путем перехода вузов на самоокупаемость и приватизацию; второй – предлагаемая система единого тестирования выпускников школ. Для России с ее огромной территорией и неохватным этническим разнообразием единое тестирование не может обеспечить надлежащего уровня знаний абитуриентов.

Еще раз подчеркнем, что развитие России как мощной державы, граждане которой вооружены современной наукой и техникой, невозможно без обеспечения высокого уровня естественно-научного образования всей молодежи нашей страны. Именно поэтому предложения, содержащиеся в «Проекте Базисного учебного плана...» представляются совершенно ошибочными.

Мы настаиваем на продолжении всестороннего обсуждения концепции реформы образования с участием широкого круга специалистов, непосредственно работающих в области среднего и высшего образования. Со своей стороны мы готовы активно участвовать в этой деятельности и привлечь к ней других российских специалистов.

В.В.Лунин, академик РАН, декан хим. ф-та МГУ, профессор,
О.В.Архангельская, доцент хим. ф-та МГУ, канд. хим. наук,
С.С.Бердоносов, доцент хим. ф-та МГУ, канд. хим. наук,
Р.Г.Иванова, ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования РАО, канд. пед. наук,
А.А.Каверина, зав. лабораторией хим. образования Института общего среднего образования РАО, канд. пед. наук

Рейтинг@Mail.ru