Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2000

Топчиева Клавдия Васильевна

16.III.1911, Морозовск Ростовской обл. – 31.X.1984, Москва

Родилась в семье рабочего. В 1929 г. окончила среднюю школу, последние два года учебы одновременно работала на заводе. В том же году поступила в Московский государственный университет, и начиная с этого времени вся ее жизнь была связана с ним. После окончания учебы она поступила в аспирантуру (в 1938 г. защитила кандидатскую диссертацию), затем была ассистентом, далее доцентом. В 1930 г. окончила Центральный институт труда, получив специальность токаря по металлу. С 1952 г. она возглавляла лабораторию кинетики и катализа химического факультета; в 1953 г. защитила докторскую диссертацию по алюмосиликатным катализаторам, с 1954 г. – профессор кафедры физической химии химического факультета МГУ.

С 1956 по 1960 г. Топчиева была деканом химического факультета.

Ученая занималась проблемами кислотно-основного катализа на оксидах металлов и алюмосиликатных катализаторах. Работы Топчиевой и созданной ею школы были направлены на исследования важных для промышленности катализаторов, процессов с использованием современных экспериментальных методов изучения поверхности твердых тел и кинетики реакций.

Исследования Топчиевой были тесно связаны с проблемами нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслями промышленности – интенсификация производственных процессов путем разработки новых и модификации существующих катализаторов. Она провела фундаментальные исследования физико-химических свойств разнообразных каталитических систем для таких процессов переработки нефти, как крекинг, изомеризация, алкилирование, полимеризация, гидрирование и др. В результате были установлены основные факторы, регулирующие каталитическую активность и селективность катализаторов, используемых в этих процессах.

Исследования катализаторов позволили подойти к решению важнейшей проблемы в этой области науки – изучению природы активных центров оксидных катализаторов. Топчиева показала, что каталитическая активность аморфных и кристаллических алюмосиликатов связана с кислотными свойствами их поверхности. Она также установила связь между структурными особенностями алюмосиликатов и их активностью и предложила метод контролируемого изменения структуры алюмосиликагелей, позволяющий получить наиболее выгодное для катализа сочетание структурных характеристик.

В работах по адсорбции из растворов Топчиевой удалось обнаружить неизвестный ранее эффект переориентации адсорбированных молекул, непосредственно предшествующий акту катализа.

Ученая является пионером в изучении каталитических свойств молекулярных сит – цеолитов*. Работы совместно с сотрудниками проводились в области модификации цеолитов и соответственно катализаторов на их основе. Исследования в этом направлении имели важное практическое значение.

Клавдия Васильевна была талантливым педагогом. Под ее руководством было выполнено около 40 кандидатских работ, среди ее учеников – четыре доктора наук. Совместно с учениками опубликовано около 400 научных статей. Она участвовала в реформе высшего образования на Кубе. Топчиева была членом Советов по катализу при Академии наук СССР и Государственном комитете СССР по науке и технике, участвовала в разработке многих научно-технических проектов. Клавдия Васильевна также состояла членом ученых советов химического факультета МГУ, Института органической химии им. Н.Д.Зелинского АН СССР, Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Она награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и многими медалями.

Библиография:

Клавдия Васильевна Топчиева. (К 60-летию со дня рождения.) Ж. физ. химии, 1971, т. 45, вып. 10,
с. 2703–2704;
Клавдия Васильевна Топчиева. (К 60-летию со дня рождения.) Вестн. МГУ. Сер. 2, химия, 1971, № 3, с. 375–376;
Памяти К.В.Топчиевой. Вестн. МГУ. Сер. 2, химия, 1985, т. 26, № 4, с. 430–431.

_______________________

*Цеолиты – молекулярные сита, микропористые тела, избирательно поглощающие из окружающей среды вещества, размеры молекул которых меньше размеров микропор. К ним относятся природные и синтетические цеолиты.