Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №23/1999

Химия ®археология ® история

В 1997 г. в США вышла книга профессора Джозефа С.Ламберта «Следы прошлого: разгадывание секретов археологии с помощью химии». Этой книги, возможно, еще нет в России, и, когда она появится, вряд ли будет доступна большинству читателей. Вместе с тем предмет, которому она посвящена, раскрывает возможности химии с необычной стороны.

Учи химию, косматый, а то вымрешь!

Роль химии в археологии действительно трудно переоценить: с ее помощью удается выявить значение и археологии, и самой химии в развитии человеческой цивилизации. А химики, способные провести тщательный анализ культуры прошлых веков, сами участвуют в создании этой культуры.

По мнению профессора Ламберта, отличие человека от животного состоит вовсе не в том, что человек использует орудия труда или владеет речью. Известно, что некоторые птицы тоже применяют орудия труда, приматы даже способны их совершенствовать. Система сигналов, используемая некоторыми животными, может быть настолько многообразной и сложной, что ее вполне логично отождествить с человеческой речью.

Д.Ламберт считает, что человек стал отличаться от животных тогда, когда научился проводить химические реакции.

Первым шагом было использование огня для химического превращения камней (выплавка металлов), глины (изготовление керамики) и приготовления пищевых продуктов. Затем удалось постепенно освоить переработку сырья растительного и животного происхождения: получение хлеба и пива, окрашивание волокон для одежды, дубление кож, изготовление ароматических веществ. Человек, как определил его профессор Ламберт, это «овладевшее химией животное».

Чем сегодня полезна химия археологии и истории? Многим и очень многим. События прошлого удается восстановить при изучении древних предметов – орудий труда, посуды, оружия. Элементный и изотопный анализ могут показать, например, из какого карьера добыт минерал (камень, глина, краситель), а зная это, можно установить торговые связи между отдельными племенами. Тщательный анализ почвы позволяет обнаружить места поселений: в их почвах повышена концентрация фосфора. По анализу почвы в пещерах можно заключить, кто – люди или животные – в ней укрывались.

Развитие спектроскопических методов позволяет использовать следовые количества исследуемых образцов, что очень важно, поскольку неумолимое время стремится уничтожить произведения человеческих рук, оставляя для исследователей лишь жалкие крохи.

Химические исследования человеческих останков дают наиболее интересные результаты. Определение соотношения изотопов углерода и азота, анализ костных останков на содержание микроэлементов позволяют судить о повседневной диете наших далеких предков. А диета определяет и образ жизни. Изотопным анализом углерода было установлено, например, что культивирование маиса на американском континенте началось в разное время.

Радиоизотопный углеродный метод – один из основных, используемых для датирования археологических объектов. Химики создают свои методы определения возраста по степени рацемизации протеинов, извлеченных из костей человека или животного, или по концентрации свободных радикалов, которые начинают накапливаться после гибели организма.

Хорошо известны результаты исследования захоронения одной из русских цариц, первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны.

Иван IV выбрал себе в жены Анастасию, когда ей было 14 лет, а ему – на два года больше, и очень любил ее. Разлучила их неожиданная смерть Анастасии. По мнению царя, и Анастасию, и вторую его жену, и невесту Марфу, которая должна была стать третьей женой, отравили.

В 1995 г. был проведен анализ нескольких волосков из косы царицы Анастасии. В них обнаружили сильно повышенную концентрацию ртути. Любимую супругу Ивана IV отравили, как можно полагать, сулемой – хлоридом ртути HgCl2. Почему именно сулемой, легко понять, если учесть ее широкое применение в средневековой медицине и хорошую растворимость в воде, спирте и, следовательно, в вине (другой распространенный хлорид ртути – каломель – почти нерастворим). Особенно широкое применение нашла ртуть в конце XV в., и с тех пор она никогда не сходила с «медицинской сцены», хотя в 1580 г. медицинский факультет Гейдельбергского университета требовал от всех докторов клятвенного обещания никогда не назначать препаратов ртути.

Смерть, вызванная ртутью, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 г (данные конца XIX в.).

Может быть, химиков-аналитиков стоит пригласить расследовать причину гибели и других жен Ивана Грозного?

Л и т е р а т у р а

Lambert J.S. Traces of the Past: Secrets of Archaelogy Through Chemistry. Addison Wesley Longman, One Jacob Way, Reading, Mass., 1997, 320 p.

Э.Г.Раков,